Свадебные церемонии

Пир на весь мир: свадебные традиции Русского Севера

Северный обрядВ наши дни бытует множество свадебных обычаев и примет. В чём их смысл, где начало? Рассказ о сложном обрядовом комплексе северорусской свадьбы приоткроет завесу тайны, поможет полнее ощутить свою причастность к традиционной культуре родного края.

Свадебная обрядность Архангельского Севера конца XIX- начала ХХ века – яркое и сложное явление народной культуры, надолго сохранившее глубоко архаичные черты и напоминавшее многодневное театрально-драматическое действо.

Свадебный обряд представлял собой комплекс ритуальных актов, необходимых, с точки зрения наших предков, для перехода парней и девушек брачного возраста в новую социовозрастную группу взрослых.

Главными действующими лицами свадьбы были жених и невеста, их родители, сват, божатка (крёстная мать невесты), тысяцкий боярин (как правило, крёстный жениха), подружки невесты, дружка и поддружья жениха, а также вся дальняя и близкая родня с обеих сторон.

Свадебный обряд проводился последовательно в три этапа: довенчальный (сватовство, рукобитье, обряды прощания невесты с прежней жизнью и подготовка к переходу в новое качество), собственно свадьба (венчание, свадебный пир, брачная ночь молодых) и послесвадебный (второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой жены к семье и дому мужа).  
Свадебной обрядности свойственна широкая вариативность: в рамках одного обрядового акта существовало множество локальных традиций, местных особенностей, характерных для того или иного района Архангельской губернии.                                                            
Отличительной чертой русской свадьбы была её насыщенность песнями, причетами, приговорами, специальными речевыми формулами, приуроченными к определённым ритуальным актам.
 
Следует отметить и большое количество магических действий, призванных защитить брачующихся от злых сил, дать им плодовитость, достаток и семейное счастье.

Временем свадеб в деревнях Архангельского Севера считался период от Крещения (19 января) до масленицы.

СВАТОВСТВО

Начинали сватовство родители жениха.  Невесту для сына выбирали из равной по материальному положению семьи, учитывая здоровье, трудолюбие и личностные качества девушки. В качестве свата, как правило, выступал родственник жениха или известный в селе знаток своего дела, иногда сватовство доверяли женщинам.

Войдя в избу, сват останавливался перед матицей и стоя заводил разговор о «деле». Отказывать сватам сразу, как и торопиться с согласием, было не принято. Всегда просили два-три дня отсрочки – посоветоваться с роднёй, а потом могли и отказать. В любом случае сватовство считалось честью для девушки.

Символами неудачного сватовства на Русском Севере были поварёшка и мутовка. «Заработать поварёнкой в лоб» в местной интерпретации означало получить отказ от невесты, а подбрасывание мутовки или помела в сани к сватам считалось злейшей насмешкой над ними.
Если родители были согласны на брак дочери, то выносили самовар, приглашали сватов за стол и за чаем договаривались о дне осмотра хозяйства жениха, без чего окончательного согласия не давали. Когда жених и его родня были хорошо знакомы, сразу приступали к обсуждению условий свадьбы и назначали день рукобитья.

Во время сватовства и свадьбы имело важное значение дарение полотенец, платков, поясов. Невеста, подарившая жениху пояс, уже не имела морального права отказать ему.

РУКОБИТЬЕ

Обряд рукобитья, иначе называемый рукоданьем, зарученьем, уговорками или даже откровенно пропивками – завершающий этап сватовства. В нём участвовала только самая близкая родня, чужие не допускались. Всё начиналось совместной молитвой с обязательным зажиганием свечи или лампады перед иконами. Отсюда происходит известный термин «помолвка». На «земном» уровне договорённость о браке скреплялась подачей друг другу рук и получением от невесты залога – обычно, полотенца с вышитым изображением птицы - «павы», символа животворящих сил природы. В обряде участвовали, в основном, мужчины с обеих сторон, но в начале ХХ века в некоторых районах Поморья по рукам били и жених с невестой – на рукобитье происходило их официальное представление друг другу. Жених был обязан подарить наречённой колечко.

Здесь же уговаривались о дне свадьбы, уточняли расходы сторон на приданое, дары родне жениха и невесты, свадебные столы. С этого момента начинались приготовления к свадьбе.

Сразу после рукобитья и до дня венчания просватанной девушке завешивали лицо фатой – непрозрачным платком. Этот обряд имеет очень глубокие корни, связанные с древними родовыми представлениями. С момента согласия на брак невеста теряет связь с родом – как бы умирает, что и символизирует закрывание лица.  Само слово «невеста» обозначает «невесть кто», «неизвестная», то есть чужая всем. В скором будущем ей предстоит «возродиться» в новом качестве «мужней жены», войти в новый род, практически стать другим человеком.

ПОСИДКИ

После рукобитья невесту наряжали в лучшие одежды.  В народной традиции главным символом девичества был девичий праздничный головной убор – повязка (перевязка). В свадебном фольклоре она зовётся «волюшкой», «девьей красотой». В конце XIX – начале ХХ века эти головные уборы были уже довольно редки, передавались по наследству и носились только по большим праздникам и на свадьбу. Нередко их занимали у родни или соседей.

Одетая в «большой наряд», невеста должна была всё время до свадебного дня причитать, прощаясь с привычной жизнью в родном доме, выражая в горестных плачах тоску перед разлукой с близкими и страх перед неизвестным «женским житьём подначальным» в чужой семье. Если сама невеста не умела причитать, приглашали профессиональную плачею, которая исполняла за неё все причеты.

На протяжении всего предсвадебного периода у невесты ежедневно собирались подружки. Они дошивали приданое, помогали готовить дары родне жениха, пели свадебные песни.

ОБРЯДЫ ПРОЩАНИЯ С ДЕВИЧЕСТВОМ

Характерной чертой северной свадьбы было распространение так называемых «баенных обрядов». Одним из самых значимых являлся обряд «невестиной бани» – посещение бани невестой утром накануне свадьбы. Это один из важных этапов подготовки к переходу в новое – женское – качество. По поверьям, в процессе мытья с невесты смывается и улетает с паром сама девичья вольная сущность. По окончании бани подружки устраивали гадание на банных вениках. К примеру, в некоторых селениях Пинеги девушки тянули веники из общей кучи: кому достался веник невесты, та следующей выйдет замуж.
 
К комплексу «баенных обрядов» относилось и изготовление «байника» - каравая с зёрнами жита, особым образом зашитого в скатерть. По некоторым местным обычаям Поморья, к нему прилагали соль, деньги, посуду.  Перед венцом дружка выкупал «байник» у матери невесты и вёз его в дом жениха, где его съедали все участники свадьбы наутро второго свадебного дня.

Во многих районах Архангельской губернии к обряду «невестиной бани» приурочивали другие обряды прощания с девичьей жизнью – заплетание и расплетание косы, девичник (вечеринка, поседы, сидины).

Девичник устраивался вечером накануне венчания почти повсеместно. В поморских деревнях сама невеста в сопровождении подруг и плачеи с причетами обходила всех родных и приглашала провести с ней последний вечер в девичестве. Гости несли дары невесте «на байник», она причитала каждому и усаживала за стол. После угощения родственников собирали стол для подружек. Здесь невеста с плачами совершала ритуальную передачу символов девичества – повязки, косника, ленты – младшей сестре или подруге.

СМОТРЕНЬЕ

Обряд смотренья (пониманья, спознаванья) проходил, главным образом, в канун венчания или непосредственно перед отъездом к венцу и имел значение «принятия» невесты родом жениха. Этот момент обставлялся особенно торжественно. В доме невесты накрывались столы с угощением для жениха и его родни, дружки «выкупали косу», и «пред столы» выводили невесту, одетую в лучшие наряды. Жениху задевали вопросы: «На той ли сватался? Люба ли?». Парень должен был официально подтвердить своё намерение жениться.  Невеста обносила всех гостей чаркой, её одаривали деньгами. Гости расходились, а жених возвращался с гостинцами. Традиционным подарком жениха была обувь, чтобы будущая жена всегда шла за мужем, а также шали, зеркала, бусы и тому подобное.  Часть гостинцев составляли сладости и орехи.

ВЕНЧАНИЕ

В церковь жених и невеста ехали в разных санях. Для свадебного поезда, обычно, выбирали лучшие сани, богато украшенные резьбой и росписью, праздничную упряжь для лошадей. К дугам и сбруе подвязывали большое количество колокольчиков, бубенцов, шаркунов, чтобы приближение свадебного поезда слышалось издалека.

В дореволюционной России венчание в церкви было единственной законной формой регистрации брака и соблюдалось всеми православными христианами. Церковный брак включал в себя «брачный обыск» (установление законности брака) и «браковенчание», состоящее из двух чинов – обручения и венчания, сопровождавшееся чтением молитв и наставлением для сочетающихся. Священник, совершая таинство брака, возлагал на головы жениха и невесты венцы, на пальцы надевали кольца, в руки давали зажженные свечи. Молодых водили вокруг аналоя и поили вином из чаши.

После венчания невесту уводили на паперть, заплетали её волосы в две косы и, окрутив их вокруг головы, надевали сверху повойник или кокошник – женский головной убор.  Из церкви новобрачные отправлялись сразу в дом жениха уже в одних санях.

В каждой деревне, через которую проезжали молодые, им перегораживали дорогу, требуя выкуп. Дружка откупал дорогу деньгами, вином, сладостями. Почти повсеместно в Архангельской губернии отмечен обычай провожать и встречать свадебный поезд холостой стрельбой из охотничьих ружей.

ПРИВОДНОЕ И СВАДЕБНЫЙ ПИР

В доме жениха новобрачных встречали свёкор со свекровью и благословляли их иконой и хлебом-солью, осыпали житом, чтобы жизнь новой семьи благополучной. Смысл этих обрядовых действий был в передаче молодой паре плодородной силы зерна, в обеспечении продолжения рода. 
Перед главным застольем собирался малый стол для жениха и невесты.

К свадебному пиру молодых переодевали. Жених облачался в подаренную невестой специально вышитую рубашку, чем подтверждал свой новый статус и демонстрировал мастерство своей избранницы. Молодая жена одевалась в праздничный костюм с шитым золотом головным убором. Во многих местностях Архангельской губернии носили по праздникам и торжественным случаям шитые золотом кокошники, сборники, «сороки». Самым распространенным головным убором замужних женщин на Севере был повойник. Он был гораздо удобнее жёсткого кокошника и в начале ХХ века почти вытеснил его. Поверх головных уборов при выходе на люди надевались узорные платки и шали. Повойники было принято повязывать по - особому свёрнутым красным шелковым платом, оставляя спереди торчащие концы – «кустышки».

Традиционно большой свадебный пир начинался с чаепития. После угощения чаем вносили следующую перемену – рыбники. Вместе с ними подавали вино. Во время свадебного периода спиртного употреблялось много, это была самая большая статья расходов.  Важную роль в свадебных обрядах играло угощение пивом, которое все участники свадебного пира в очередь черпали из братыни.

Во время застолья молодая раздавала дары родне жениха и обносила каждого гостя чаркой, за что её одаривали деньгами.
 
Большое значение придавалось каше – традиционному блюду обрядовых застолий. На свадьбе гости периодически замечали, что каша «бессолая». В ответ молодые должны были её «солить», т. е. целоваться, «солить кашу» заставляли и родителей жениха, а иногда и всех гостей, пришедших парами.

В последнюю очередь вносили кисель, что знаменовало конец пира, и молодых уводили спать.

ПРИДАНОЕ

Пока молодые были у венца, специальные свадебные чины забирали у матери невесты с выкупом необходимую часть приданого – «обряд». Нередко она представляла собой постельные принадлежности, одежду и дары родне жениха. Оставшаяся часть приданого привозилась после свадьбы, когда родителям новобрачной уже было ясно, что необходимо молодой семье.

Хорошее приданое давало женщине некоторую имущественную независимость и более престижное положение в семье мужа. Кроме того, размеры и качество приданого обеспечивали ей уважение в обществе.

В конце XIX – начале ХХ века кроме одежды, постели, полотенец и других тканых принадлежностей в приданое давали благословенные иконы, комод или буфет, швейную машину, медную и оловянную утварь, украшения из серебра и жемчуга, различные предметы житейского обихода. В Поморье невестам было принято выделять промысловую одежду, орудия лова, лодки, а у богатых поморов даже промысловые суда. Деньги на Севере давали в приданое очень редко, ещё реже - земельные наделы.

Приданое всю жизнь оставалось собственностью жены, в случае её смерти наследовалось, обычно, дочерьми, а у бездетных возвращалось родным.

ПОСЛЕБРАЧНЫЕ  ОБРЯДЫ

Они были связаны с приобщением молодой жены к семье и хозяйству мужа. Утром второго свадебного дня свекровь давала невестке какое-либо дело – припрясть немного пряжи, испечь несколько блинов и т.п.   Некоторые «утренние» обычаи носили характер испытания: с самого утра приходили гости, которые приносили горшки с грязью, мусором, перьями и разбивали их в избе.  Молодица должна была подметать пол плохим веником–голиком. Это могло продолжаться, пока не поможет («научит») свекровь или муж не выкупит жену, угостив соривших вином.
Наиболее распространенным на Русском Севере обрядом второго - третьего дня свадьбы был первый поход новобрачной к реке, источнику или колодцу за водой. Нарядно одетую молодицу могли сопровождать свекровь, золовки, сам супруг, или толпа ряженых, которых после одаривали и угощали.

Почти повсеместно на территории Архангельской губернии было принято топить баню для новобрачных наутро после брачной ночи. Нарядно одетых молодоженов сажали на перевернутую зубьями вверх борону, давали в руки банные веники и с шумом и весёлыми шутками везли в баню. На Пинеге был обычай катать на бороне и новоиспечённых свёкра и свекровь. Смысл этого обряда, вероятно, в передаче молодожёнам плодородной силы рода и земли.

Завершающим этапом свадебного ритуала был сбор родни с обеих сторон на «хлебинах» в доме тестя и тёщи. Это свадебное застолье проводилось на второй день свадьбы или через несколько дней.

Заканчивалась свадьба, но молодые оставались под пристальным вниманием деревенского сообщества в течение года, а то и до рождения первенца.
 
Особенным временем для них была масленица, когда повсюду в России происходило обрядовое выделение молодых пар. На Севере масленицей оканчивался период свадеб. Молодожёны ежедневно ходили в гости, принимали участие в гуляниях, катаниях на лошадях и с гор на санках, им пели песни и заставляли целоваться.

Свадебные советы от Натальи Вежливцевой

Современная свадьба  - какая она? Без чего не обойтись молодоженам, а что можно упустить в целях экономии? Выездная регистрация, - в чем особенность этого формата?  Как сделать торжество интерактивным и «расшевелить» гостей? На эти и другие вопросы журналу «7 МОСТОВ» ответила ведущая и организатор торжеств Наталья Вежливцева.

 

От «черновика»

до идеального праздника

 

 - Свадьба – это волнительное событие в жизни человека, и на каждую эпоху  - приходятся свои тренды. То, что современно сейчас, возможно, на следующий год не будет актуальным. Поэтому надо стремиться не слепо следовать моде, а делать торжество эксклюзивным, - комментирует Наталья Вежлиыцева. - Перед тем, как прописать свадебный бюджет, задайте себе пару вопросов. Что нужно для банкета? Без чего не обойдется прогулка? Какой мы хотим видеть регистрацию? То есть речь идет не о жесткой экономии, а, скорее, о рациональности. Ведь как можно экономить на таком важном событии? В итоге мы оставляем те детали, которые, действительно, необходимы для идеального семейного торжества. Минимизируя расходы, можно сделать очень милую, красивую, душевную свадьбу! Чтобы все получилось, нужен хороший план, поскольку свадьба – это проект, цельный и ёмкий, и помочь реализовать его может свадебный специалист. Это может быть ведущий, или же координатор и ведущий, два отдельных человека. В проекте и прописываются все основные элементы свадебного дня. Сначала создается черновой варинат, идет подготовка, и ближе к свадебному дню появляется «утвержденная» программа. И у каждой пары она будет своя. Для кого-то важен банкет, он должен быть обязательно, кому-то, наоборот, нужна только регистрация, прогулка с гостями, потому что в этот день они, к примеру, уезжают в путешествие. Ценности у всех разные и вкусы тоже, и к каждому мнению нужно прислушаться.

 «Клятвы» под открытым небом

 - Это один из самых нежных элементов свадьбы, - считает Наталья Вежливцева. – Этот формат, в основном, организовывается в весенне-летний период года. Обычно этот сезон позволяет найти красивое место под открытым небом. Но погода может преподнести сюрпризы, поэтому необходимо рассматривать второй вариант, в случае дождя. Чем же так привлекает выездная регистрация, церемония современных новобрачных? Своей индивидуальностью и оригинальностью в организации церемонии, в ее проведении, в музыкальном сопровождении, в оформлении, в цветовой гамме, в словах, которые произносит регистратор вам. Именно в выездной регистрации вы можете произнести друг другу ответные слова - «клятвы», это всегда звучит трепетно. Не лишайте себя этой красоты и нежности, выездная церемония может быть эффектной не только в теплое время года.

 

Свадебный тайменеджмент

 

- Правильно спланируйте тайминг свадебного дня, в этом вам поможет специалист. Если вы включаете в программу выездную регистрацию, то рассчитывайте, что она занимает примерно полтора часа: приезд гостей, фотосессия с гостями, сама церемония, поздравления близких, фуршет. Важный момент - это место проведения! Если все пройдет за городом, где есть много красивых мест, добавляется вопрос-транспортировка гостей, плюс в тайминг дня добавляется время переездов.

 

Ведущий должен стать другом

 

- Мой опыт показывает: одинаковых свадеб не бывает, и это здорово, так и должно быть! В свадебную программу включаются те важные элементы, которые мы обсуждаем вместе с будущими молодоженами до свадьбы, - говорит Наталья. - Я обычно беру максимальное количество информации от пары, чтобы подобрать, составить, придумать, написать программу для них и их близких. Идет непрерывный диалог с женихом и невестой: моя задача - узнать, какие интересы, темперамент у родственников и друзей. У меня иногда спрашивают: «А конкурсы будут?» Такое определение, как «конкурсы», опытные ведущие не используют, не нужно ставить гостей в неловкое положение навязчивыми заданиями. Наша задача - создать яркое шоу, где будут интерактивные элементы, вовлекающие зрителей в происходящее. Это могут быть номера с фотографией, танцами, застольными играми, фокусами… Главное - не переборщить, ведь все собрались, чтобы отдохнуть и пообщаться. Также к каждому гостю важно найти свой подход. Для нас это не просто гости, а «друзья ведущего». В программе важен также и танец молодоженов, поздравления от гостей, подача свадебного торта и танцевальные паузы. Здесь тем более нужен тайминг банкета, своеобразный сценарий, упорядоченный, но гибкий.

 

Все, как вы мечтали

 

Какое-то время были в моде тематические свадьбы - стиляги, гангстеры. Мы спросили у Натальи, какие сценарии и стили сегодня актуальны?

 

- Когда-то такой формат был очень популярен, и практически каждая десятая пара делала стилизованную свадьбу – то есть тематическую. Потом пошел другой период: апельсиновая, мандариновая, персиковая свадьба…  Все пришло к тому, что сегодня  актуален классический вариант с включением элементов разных стилей, тем, близких жениху и невесте по развитию их взаимоотношений, по увлечениям, по интересам гостей. Можно взять в программу что-то за лейтмотив, пронести это в музыке, оформлении, танце, тостах, «комплиментами» гостям. Тогда все пройдет непринужденно и легко, без доминирующего шаблона. Если все-таки хочется делать тематическую свадьбу по всем канонам, то к этому должен быть готов каждый гость  - продумать нужно и внешний облик, и оформление зала, и сам зал, и меню. А также машины, автобусы, кареты – все должно соответствовать теме. Музыкальное сопровождение, сюрпризы гостям, торт. Это тот минимум, который необходимо выполнить для раскрытия цели - организация тематической свадьбы! Сложно? Но пугайтесь – для этого и существуют свадебный эксперты. Это ваша свадьба, и она непременно будет такой,  как вы мечтали.

Выездные регистрации

Официальный момент выездной регистрации

Сочетаться узами брака стало модно вне стен ЗАГСа, этот свадебный тренд становится популярным и в Архангельской области. Однако молодожены редко представляют, чем отличается выездная регистрация от регистрации в ЗАГСе и является ли она официальной.

Все действия государственной регистрации заключения брака определены Семейным кодексом Российской Федерации. Понятие «официальная регистрация брака» с юридической стороны означает внесение записи о регистрации вашего брака в книгу записей актов гражданского состояния, после чего ваш брак признается состоявшимся. 

Таким образом, для юридической регистрации необходимо наличие этой самой книги. Поскольку это официальный документ, то его содержание прописано в законе и имеет различные ограничения, в частности запрет выноса данной книги из помещения ЗАГСа. Поэтому для заключения официального брака вам необходимо посетить ЗАГС, и только в помещении ЗАГСа вам оформят все документы. Заключение брака производится в личном присутствии молодоженов. 

Выездная регистрация на берегу реки, в кабине самолета или в холле ресторана – это символическая торжественная церемония объявления мужем и женой в том месте, где пожелали этого молодожены. По сути, постановочная выездная регистрация является хорошо подготовленным шоу. Во все детали предстоящего события заранее посвящаются только молодожены, которые на момент празднования уже получили свидетельство о заключении брака. Выездную регистрацию можно заказать в свадебных агентствах или у отдельных распорядителей. Услугой могут воспользоваться все молодожены, заключившие брак в любом отделе ЗАГС, а также семейные пары, которые захотят «освежить» свои воспоминая. 

Выездная регистрация не заменяет и не отменяет официальную процедуру. Поэтому, где бы ни планировалась церемония, поставить подпись в официальных бумагах и получить документы можно только в отделах ЗАГС. 

Илья Леонюк

Фото: Анатолий Ершов

Оформление: Студия свадебного дизайна «Mariage Decor»

Пара: Евгений и Ксения Замятины

Свадебные церемонии на Мальдивах

Свадьба на МальдивахМальдивские острова, с их неповторимой атмосферой, одно из лучших мест для проведения свадебной церемонии. Это именно то, что представляется в мечтах: роскошный отель, переливающийся оттенками лазури океан и белый песок. Настоящий рай для двоих. Специально для вас организуют незабываемую свадьбу на необитаемом острове, а по возвращении в отель вас ждут приятные подарки от отеля. Впечатления от этого дня надолго останутся в Вашей памяти.Следует помнить, что свадебная церемония на Мальдивах не является официальной, никаких официальных документов по случаю данной церемонии не выдается.

Свадьба в Гоа

1303Многие люди хотят сделать своё пребывание на побережье Гоа незабываемым, чтобы оно запомнилось на оставшуюся всю жизнь. И пусть вы уже давно женаты или только собираетесь, свадебная церемония на диком белоснежном пляже или на высоком холме сделает эти дни поистине уникальными, наполнит эти мгновения любовью, нежностью и восторгом! Будьте счастливы, любите и будьте любимы! 

Свадьба в Гоа - это неверотяно красивый, а главное духовный обряд для любящих сердец. 

Свадьба на Ямайке

jaРомантика процветает в этом рае любви. Свадьба и медовый месяц на Ямайке - это бесконечный искрящийся праздник жизни, сапфировое море, регги на пляже. Свадьба на Ямайке - это безмятежное счастье для двоих!

Многие из курортов предлагают пакет, который включает проживание, питание, спиртные напитки, развлечения и даже саму свадебную церемонию. Вы можете выбрать как один из популярных курортов, так и маленьких гостиницу или виллу, которые предложат больше уединенности, больше персонального сервиса. Эти очаровательные отели предлагают не только уникальную ямайскую свадьбу и медовый месяц. Проработайте с нами Ваш романтический или свадебный тур, чтобы гарантированно получить то, что Вы предполагали. Ваши желания ограничены только возможностями вашего воображения и бюджета, а возможности - бесконечны.

Свадебные церемонии в Доминикане

Важные инструкции для тех, кто решил отпраздновать свадьбу в объятиях свежего морского бриза на экзотических берегах Доминиканской республики.

Существует два способа начать семейную жизнь «по-доминикански». Во-первых, вы можете расписаться в России, а во время медового месяца в Доминикане устроить символическую свадебную церемонию. Таким образом, вы оставляете все формальности позади и наслаждаетесь чистой романтикой.
Второй вариант — возможность официально оформить отношения в Доминиканской республике. Эта идея придётся по душе влюблённым, которым хочется экстравагантной свадьбы без традиционных банкетных залов и сбора всех родственников. Чтобы стать обладателями свидетельства о браке, заключенном в Доминиканской республике, нужно заранее подготовить и заверить определённый набор документов.